english

Обзор рынка

Объем рынка транспортной инфраструктуры в России в 2010 - 2018 годах, млрд рублей  (без НДС)
201020112012201320142015201620172018
591,8660,1654,7648,8623,8594,5737,1916,0803,4

Источник: Отчеты PMR, Отчет EMBS Group

Структура рынка

Структура рынка транспортной инфраструктуры в России в 2018 году, млрд рублей (без НДС), % 
Автодороги548,868%
Железные дороги181,923%
Аэропорты47,46%
Порты и прибрежная инфраструктура25,33%
Итого803,4

Источник: Отчет EMBS Group

Автомобильные дороги и мосты

В 2018 г. введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 560,4 км (в 2017 г. – 347,4 км) автомобильных дорог федерального значения, в том числе 299,5 км (в 2017 г. – 230,7 км) Федеральным дорожным агентством и 260,9 км (в 2016 г. – 116,7 км) ГК «Автодор».

Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) 

В июне 2018 г. было завершено строительство и начата платная эксплуатация самого протяженного участка скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на участке км 334 – км 543 (6-ой этап строительства, Тверская и Новгородская области) общей протяженностью 217,1 км. Расчетная скорость движения по новому участку составляет 150 км/ч, что соответствует автомагистрали категории IA. Дорога имеет четыре полосы движения, количество искусственных сооружений– 107 шт. общей протяженностью 8,2 км, участок на всем протяжении трассы обеспечен искусственным освещением, оборудован площадками для отдыха.

В границах Московского региона в 2018 г. завершено строительство участка км 58 – км 97 скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург общей протяженностью 43,8 км (с учетом подъезда к г. Клину общей протяженностью 5,6 км.)

Таким образом, в настоящий момент протяженность действующих участков скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург составила 428,6 км.

По итогам 2018 г. в платном режиме функционируют 18 участков, общая протяженность которых составляет 1071,0 км. В 2018 г. начата платная эксплуатация вышеуказанных двух участков скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Общая сумма доходов от сбора платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог ГК «Автодор» в 2018 г. составила 13,1 млрд руб.

ГК «Автодор» в 2017 г. введены в эксплуатацию после проведенных работ по капитальному ремонту 54,6 км, по ремонту 396,8 км автомобильных дорог федерального значения.
В денежном выражении суммарный размер финансирования ключевого сегмента развития транспортной инфраструктуры, строительства и содержания автомобильных дорог и мостов составил 548,8 млрд руб., что лишь на 1% больше, чем в прошлом году.  Данная динамика стала возможной, в основном, благодаря росту расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог.

Тендерная активность

В 2018 г. было разыграно 132 тендера (в 2017 г. - 103). Их общая сумма составила 323,8 млрд руб. , что на 40% меньше аналогичного показателя 2017 г. 52% и 45% от общего объема торгов в стоимостном выражении прошли по линии Федерального дорожного агентства и Москвы соответственно. Крупнейшим проектом стал контракт Москвы на строительство объекта капитального строительства «Сокольническая линия метрополитена от станции метро «Саларьево» до станции метро «Столбово» (40,8 млрд с НДС). В 2018 г. ГК «Автодор» заключено всего 6 инвестиционных договоров на общую сумму более 8,7 млрд руб. (с НДС).

Средний размер тендера, млн рублей (вкл. НДС)
201020112012201320142015201620172018
2 7563 2443 5104 0055 7908 58529 1045 2382 453

Источник: Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru 

Железные дороги

В 2018 г. обеспечен ввод в эксплуатацию 263,2 км (в 2017 г. - 248,7 км) дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, в том числе:   

  • по инвестиционному проекту «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» введено 103,6 км в рамках объекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково -Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла»;
  • по инвестиционному проекту «Развитие Московского транспортного узла» проводилась реконструкция железнодорожного участка Лихоборы - Ростокино (3 этап), введено 10,0 км;
  • по инвестиционному проекту «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги» введено 8,4 км;
  • по инвестиционному проекту «Развитие участка Тобольск – Сургут - Коротчаево» введено 45,8 км;
  • в рамках первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) введено 52,4 км;
  • по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна – 43,0 км.

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г. введены в эксплуатацию участки метрополитена в Нижнем Новгороде (1 новая станция) и Санкт-Петербурге (2 новых станции).В 2018 г. объем инвестиций, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры, снизился  на 25% по сравнению с прошлым годом и составил 181,9 млрд руб. ввиду снижения бюджетных и внебюджетных расходов на реализацию ряда крупных проектов, в том числе указанных выше, ввиду их завершающей стадии или переноса сроков начала их реализации.

Аэропорты

В 2018 г., также как и в  прошлом году, введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос, а также объекты аэродромной инфраструктуры в 8 аэропортах.

В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:

  • в полном объеме завершена реконструкция аэродромных комплексов с вводом в эксплуатацию взлетно-посадочных полос аэропортов Калининграда (Храброво), Нижнего Новгорода (Стригино), Самары (Курумоч), Ульяновска (Баратаевка) и аэродромной инфраструктуры в аэропортах Саранска и поселка Саккырыр в Якутии. Также введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в аэропортах Норильска и Улан-Удэ;
  • завершена реконструкция (строительство) и введены в эксплуатацию отдельные элементы аэродромной инфраструктуры в аэропортах Шереметьево (перрон, места стоянки), Норильск (рулежные дорожки, часть перрона), Улан-Удэ (рулежные дорожки);
  • построены новые аэровокзальные комплексы в аэропортах Волгоград, Саранск, Симферополь, Храброво, Шереметьево (терминал B).

В целях подготовки объектов транспортной инфраструктуры к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. в 11 городах, принимавших матчи чемпионата, была проведена капитальная реконструкция и модернизация объектов аэродромной инфраструктуры (Москва (3 аэропорта), Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург).

Всего в сегмент строительства и реконструкции аэропортов в 2018 г. было направлено 47,4 млрд руб., что на 48% меньше, чем в 2017 г. Это связано с завершением строительства ряда крупных объектов, в том числе к чемпионату мира по футболу, проблемами на стадии подготовки строительства, а также банкротством или недобросовестным исполнением обязанностей подрядчиками.

Морские порты и инфраструктура внутренних судоходных путей

Прирост пропускной способности российских морских портов составил в 2018 г. 36,3 млн тонн. В том числе за счет реализации следующих инвестиционных мероприятий:

  • строительство морского порта Сабетта (2 и 3 очереди) (+11,5 млн тонн);
  • строительство 3-й очереди угольного терминала в морском порту Восточный (+7 млн тонн);
  • строительство регазификационного терминала в Калининградской области (+2 млн тонн);
  • строительство дополнительных железнодорожных подходов к терминалу ООО «Порт Высоцк» (+ 0,8 млн тонн);
  • создание 4 новых якорных мест для перевалки на рейде продукции агропромышленного комплекса в морском порту Кавказ (+2 млн тонн);
  • реконструкция внутрипортовой инфраструктуры ООО «Пищевые ингредиенты» в морском порту Тамань (+ 1 млн тонн);
  • строительство рейдового перегрузочного комплекса ООО «ЛК Волга» в акватории морского порта Мурманск в районе мыса Филинский (+ 12 млн тонн).

С целью повышения комплексной безопасности судоходных гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях:

  • завершены работы очередного этапа реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюзы № 8 и 17);
  • завершены строительно-монтажные работы по реконструкции гидротехнических сооружений Волжского бассейна (шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла);
  • в 2018 г. начато строительство объектов 1-го этапа (подготовительного периода) Багаевского гидроузла;
  • ведутся работы по разработке проектной документации по 2-му этапу строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

В 2018 г. объем инвестиций, направляемых на развитие портов и внутренних судоходных путей, продолжил снижаться и составил 25,3 млрд руб., что на 31% меньше, чем в прошлом году.

Перспективы развития в 2019  г.

Развитие сети автомобильных дорог федерального значения.

В 2019 г. на федеральных автомобильных дорогах по завершении строительства и реконструкции намечено осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 543,3 км, что на 3% меньше, чем было введено в отчетном году, в том числе 188,5 км автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства.

При этом важными направлениями будут строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, связывающих центры экономического роста с административными центрами субъектов Российской Федерации (в 2019 г. намечено завершить строительство и реконструкцию участков общей протяженностью 234,5 км), автомобильных дорог федерального значения, направленных на развитие автодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского, Каспийского, Балтийского, Дальневосточного бассейнов, а также бассейнов Западной и Восточной Арктики (намечено завершить в 2019 г. строительство и реконструкцию участков общей протяженностью 107 км).

Выполнение программ дорожной деятельности позволит довести в 2018 г. долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 84,8% (82,6% в 2017 г.).
В 2019 г. ГК «Автодор» планирует осуществить ввод в эксплуатацию 201,8 км автодорог (на 59 км меньше, чем в  2018 г.), в том числе запланирован ввод в эксплуатацию отдельных участков скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» общей протяженностью 194,7 км.

По итогам 2019 г. протяженность платных участков на автомобильных дорогах государственной компании должна составить 1 459,0 км.

Развитие дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий

В 2019 г. планируется ввести в эксплуатацию 524,1 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий (в 2018 г. введено 263,2 км). Планируется реализация следующих проектов:

  • открытие железнодорожного движения по транспортному переходу через Керченский пролив;
  • реконструкция участка Междуреченск - Тайшет, первого этапа развития Восточного полигона;
  • развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна,
  • выполнение основного комплекса работ по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна, Московского транспортного узла и строительству обхода Саратовского узла, по развитию участка Тобольск - Сургут - Коротчаево.

Развитие аэропортовой сети

В 2019 году планируется:

  • начать 14 мероприятий по реконструкции аэродромной (аэропортовой) инфраструктуры;
  • начать 14 мероприятий по проектированию, а также завершить одно мероприятие по проектированию объекта «Реконструкция аэропортового комплекса «Бегишево» (2 очередь) (г. Нижнекамск, Республика Татарстан)».

Планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции 4 взлетно-посадочные полосы.

_________

1 Заказчики: ГК «Автодор», Федеральное дорожное агентство, г. Москва. По данным официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru. Включая НДС.