english

Обзор рынка

Историческое развитие российского рынка строительства транспортной инфраструктуры 

Российский рынок строительства транспортной инфраструктуры исторически испытывал нехватку инвестиций, что обуславливает невысокий уровень доступности и качества транспортной инфраструктуры в стране. По оценкам «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры», подобное положение дел обходится экономике более чем 1,3 трлн рублей или 3% ВВП ежегодно.  

78% от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Качество и развитость транспортной сети в России не отвечают темпам экономического развития страны.  

По этой причине сегодня развитие транспортной инфраструктуры находится в фокусе внимания Правительства России. В отличие от периода 1990-х годов, характеризовавшимся хроническим недофинансированием отрасли, в настоящее время транспортная инфраструктура является одним из крупнейших сегментов строительного рынка в России. На строительство и ремонт дорог, мостов и железных дорог, аэропортов, портов и прибрежной инфраструктуры в 2017 г. пришлось 12% расходов строительной отрасли России, составивших 7 545,9 млрд руб., согласно Росстату.  

В 2009 году была успешно завершена реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы в России в 2002-2009 годах». Начатые в ее рамках проекты и инициативы нашли продолжение в новой отраслевой ФЦП на 2010 – 2020 годы, реализуемой в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации, которая была принята Правительством России в 2008 году.  

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319 была утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы на период 2013-2020 годы», в которой отдельно выделено финансирование двух целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)», а также такие подпрограммы, как «Магистральный железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», «Морской и речной транспорт», «Надзор в сфере транспорта», «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства» и другие.

Объем рынка транспортной инфраструктуры в России в 2009 - 2017 годах, млрд рублей  (без НДС)
200920102011201220132014201520162017
594,4591,8660,1654,7648,8623,8594,5737,1916,0

Источник: Отчеты PMR, Отчет EMBS Group

 

Структура рынка

Структура рынка транспортной инфраструктуры в России в 2017 году, млрд рублей (без НДС), % 
Автодороги544,759%
Железные дороги243,927%
Аэропорты90,910%
Порты и прибрежная инфраструктура36,64%
Итого916,0

Источник: Отчет EMBS Group

Автомобильные дороги и мосты 

В 2017 г. введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 347,4 км (в 2016 г. – 303,6 км) автомобильных дорог федерального значения, в том числе 230,7 км (в 2016 г. – 214,0 км) Федеральным дорожным агентством и 116,7 км (в 2016 г. – 89,6 км) ГК «Автодор». 

Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) 

В целом по итогам 2017 г. в платном режиме функционируют 16 участков, общая протяженность которых составляет 815,7 км, в том числе: автомобильная дорога М-1 «Беларусь» - 1 участок, автомобильная дорога М-4 «Дон» - 11 участков, автомобильная дорога М-3 «Украина» - 1 участок, скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва - Санкт-Петербург» - 3 участка. В 2017 г. обеспечен ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения на условиях ГЧП в объеме 116,7 км. 

В денежном выражении суммарный размер финансирования ключевого сегмента развития транспортной инфраструктуры, строительства и содержания автомобильных дорог и мостов, составил 544,7 млрд руб., что на 20% больше, чем в прошлом году. Данный рост связан, прежде всего, с ростом финансирования строительства крупнейшего в стране объекта в данном сегменте – транспортного перехода через Керченский пролив, с развитием региональных дорог и ростом расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог.

Тендерная активность

В 2017 г. было разыграно 103 тендера (55 – в 2016 г.) Их общая сумма составила 539,6 млрд руб.1, что на 8% больше аналогичного показателя 2016 г. 63% от общего объема торгов в стоимостном выражении прошло по линии Федерального дорожного агентства. Крупнейшим проектом стал разыгранный во втором полугодии контракт на строительство и реконструкцию автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (149,3 млрд2) . В 2017 г. ГК «Автодор» заключено 6 инвестиционных договоров на общую сумму более 141,7 млрд руб., включая  концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации ЦКАД в Московской области (пусковой комплекс № 4) на сумму 108,3 млрд руб.

Ввиду того, что большинство разыгранных торгов были небольшими и количество действительно крупных торгов было несущественным, заметно снизился средний размер одного тендера.

Средний размер тендера, млн рублей (вкл. НДС)
20102011201220132014201520162017
2 7563 2443 5104 0055 7908 58529 1045 238

Источник: Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru 

Железные дороги

В 2017 г. обеспечен ввод в эксплуатацию 248,7 км (в 2016 г. - 441,6 км-) дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. Вводы по проектам составили:

  • «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» (30,9 км);
  • «Развитие участка Тобольск - Сургут» (7,9 км); 
  • «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» (37,6 км); 
  • «Комплексная реконструкция линий Таманского полуострова» (30,1 км); 
  • Комплексный проект развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла (4,7 км); 
  • Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (1 этап «Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка -Миллерово; 137,5 км).

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2017 г. проводились работы по развитию линий метрополитена в городах Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

В 2017 г. объем инвестиций, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры, вырос на 56% по сравнению с прошлым годом и составил 243,9 млрд руб., в том числе благодаря увеличению расходов ОАО «РЖД» на вышеуказанные проекты..

Аэропорты

В 2017 г. осуществлялась реконструкция и строительство 26 аэропортовых комплексов Российской Федерации. Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос (в 2016 г. – 2) в аэропортах Ростова-на-Дону (в составе нового аэропорта Платов), Саранска, Екатеринбурга, Кызыла, Краснодара (Пашковский), Чокурдаха.

В 2017 г. были достигнуты следующие результаты:

  • в полном объеме завершены работы по подготовке аэродромной инфраструктуры аэропортов Гумрак (Волгоград), Кольцово (Екатеринбург) и основных объектов (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны) в аэропортах Стригино (Нижний Новгород), Храброво (Калининград), Курумоч (Самара), Саранск;
  • начата реконструкции аэропортов Якутск (третий этап – ИВПП-2), Тикси, Среднеколымск  и Саккырыр (Республика Саха (Якутия)), Норильск (2 этап – реконструкция перронов);
  • активно велась реализация проектов по реконструкции аэродромной инфраструктуры в городах Норильске (1 этап – ВПП), Хабаровске, Нижнекамске, Зее, Кызыле и Ульяновске. 

В целях подготовки объектов транспортной инфраструктуры к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. завершены работы по строительству нового аэропортового комплекса «Платов» в г. Ростове-на-Дону.

Всего в сегмент строительства и реконструкции аэропортов в 2017 г. было направлено 90,9 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2016 г.

Морские порты и инфраструктура внутренних судоходных путей

Прирост пропускной способности российских морских портов составил в 2017 г. 22,0 млн тонн, в основном за счет реализации мероприятий в морских портах Арктического и Балтийского бассейнов. Среди них следует отметить крупнейшие:

  • техническое перевооружение причалов № 3 и № 4 для отгрузки светлых нефтепродуктов в морском порту Приморск, позволившее увеличить мощности терминала для перевалки светлых нефтепродуктов ООО «Приморский торговый порт» на 11 млн тонн; 
  • ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Сабетта проектной мощностью 6 млн тонн.

С целью повышения комплексной безопасности судоходных гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях проведены:

  • реконструкция гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюз № 9);
  • реконструкция гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы (шлюз № 5); 
  • завершены работы на 7 перекатах в рамках реализации комплексного проекта «Реконструкция выправительных сооружений Ленского бассейна»; 
  • завершено строительство выправительных сооружений в рамках реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна.

В 2017 г. объем инвестиций, направляемых на развитие портов и внутренних судоходных путей, продолжил снижаться и составил 36,6 млрд руб., что на 40% меньше, чем в прошлом году. 

Перспективы развития в 2018  г.

Развитие сети автомобильных дорог федерального значения.

В 2018 г. на федеральных автомобильных дорогах по завершении строительства и реконструкции намечено осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 854,3 км, что почти в 2,5 раза превышает уровень 2017 г., в том числе 275,7 км (+19,5% к уровню 2017 г.) на дорогах, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.

При этом важными направлениями остаются завершение строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему со стороны Краснодарского края (планируется открытие автомобильного движения по автодорожной составляющей объекта), строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения на территориях Дальнего Востока, Северного Кавказа, Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов и других территориях, определенных в установленном порядке в качестве приоритетных.

Выполнение программ дорожной деятельности позволит довести в 2018 г. долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 82,6% (77,8% в 2017 г.).

Организация развития скоростных автомобильных дорог на условиях ГЧП

В 2018 г. ГК «Автодор» планируется ввести в эксплуатацию 578,6 км (в 5 раз больше уровня 2017 г.) автодорог, в том числе планируется завершить строительство платной скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (446,2 км) и ввести в эксплуатацию 125,9 км ЦКАД в Московской области. 

По итогам 2018 г. протяженность сети платных участков на автомобильных дорогах государственной компании должна составить 1 459,0 км. В течение 2018 г. плановый прирост сети платных участков составит 643,3 км за счет ввода в платную эксплуатацию следующих участков:

  • М-4 «Дон», км 1119,5 – км 1195 – 75,5 км;
  • М-4 «Дон», км 1195 – км 1319 – 124,0 км;
  • М-11 «Москва – Санкт-Петербург», км 334 – км 543 (6 этап) – 217,1 км.
  • М-11 «Москва – Санкт-Петербург», км 543 – км 646 (7 этап) – 103,4 км;
  • М-11 «Москва – Санкт-Петербург», км 646 – км 684 (8 этап) – 34, 2 км.
  • М-11 «Москва – Санкт-Петербург», км 58 – км 97 (1 этап) – 38,1 км;
  • М-11 «Москва – Санкт-Петербург», км 97 – км 149 (2 этап) – 50,9 км.

 Развитие дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий

В 2018 г. планируется ввести в эксплуатацию 231,9 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий (в 2017 г. введено 248,7 км). Планируется реализация следующих проектов:

  • развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна;
  • строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский - Курдюм;
  • организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дорог;
  • строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия);
  • развитие Московского транспортного узла;
  • развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна;
  • модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей;
  • завершение строительства транспортного перехода через Керченский пролив. 

 В рамках программы подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г. планируется завершение работ по развитию линий метрополитена в городах Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

Развитие аэропортовой сети

Основными приоритетами на 2018 г. являются следующие направления:

  • завершение реконструкции аэропортов в городах, принимающих в 2018 г. чемпионат мира по футболу;
  • реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов городов Москвы (Шереметьево, Домодедово), Калининграда, Нижнего Новгорода, Самары и Екатеринбурга;
  • реконструкция аэропортов Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона и Арктической зоны; 
  • реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов Якутск, Хабаровск, Магадан (2-й этап), Норильск, Улан-Удэ, Среднеколымск, Саккырыр, Тикси, Оссора, Зея, Бомнак, Экимчан, Великий Устюг и Соловки.

 Планируется ввод в эксплуатацию после реконструкции 10 взлетно-посадочных полос.

_________

1 Заказчики: ГК «Автодор», Федеральное дорожное агентство, г. Москва. По данным официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru. Включая НДС.

2 Включая заключение контракта на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.